31 October 2008 @ 08:40 pm
Рапорт 4. Московский Марш-бросок (24-26 октября 2008)

Как-то раз, поздним январским вечером далекого 2005 года, когда я предпочел катанию с фонариком в зоне отдыха "Битца" сидение в Интернете, в поле моего зрения попалась информация о мероприятии под названием "Московский Марш-бросок". Правда, в тот момент меня совершенно не интересовало, куда можно податься любителю пешего туризма... Но вот, спустя почти два года, поучаствовав в паре "Битцевских приключенческих гонок", а также в Bike-off-Road 2006, я дозрел до участия в Московском Марш-броске! Компанию мне любезно согласилась составить Таня Дмитриева.

ММБ-2006-Осень
Первый блин оказался комом. Мы честно отдали все силы первому этапу, придя на промежуточный финиш около четырех утра. На второй этап мы уползли ближе к двум часам дня и вместо того, чтобы тупо двигаться к финишу, взяв для приличия одно-два простых КП, увлеклись собиранием всего подряд. В итоге, осознав, что не успеваем на финиш, приняли решение сойти. Но как известно, отрицательный результат - тоже результат. Были сделаны определенные выводы, которые позволили через полгода реабилитироваться...

в электричке на первый ММБ

хомячим по пути на старт

поле

елочки

переправа

ММБ-2007-Весна
По мотивам нашего первого ММБ были сделаны кое-какие усовершенствования в инвентаре - закуплена полуторная палатка MSR Zoid 1.5, пара легких (600гр) состегивающихся спальников. Идея тащить на себе весь запас воды также была признана бесперспективной - решили пить кипяченую, предварительно фильтрованную (походный вариант фильтра "Барьер") воду из местных источников. В итоге, мой рюкзак похудел с 20+кг до 17. Таня шла не в ботинках (которые медленнее промокают, но тяжелее и приводят к мозолям), а в кроссовках и с треккинговыми палками. Первую ночь спали (аж до 12 часов), на пром.финиш пришли в 2:15 со всеми взятыми КП. Второй этап начали не рано (11:20), но дело спорилось, погода шептала и, забив на 4 из 12 КП, успешно финишировали за час до контрольного времени. Заняли мы тогда 111 место среди 139 команд, финишировавших по дистанции А.

перед стартом

c добрым утром

а мы пойдем на север!

палки сильно помогают при преодолении естественных препятствий

перекус на смене карт

верхом на бревне

эх, хорошо! (по пути к финишу)

я дошел!

ММБ-2007-Осень
На этот раз чуть, учтя ошибки в весенней раскладке, довел вес своего рюкзака до 14+кг. Про Танин рюкзак говорить особо нечего - это небольшая 20 литровая Tatonka с вентилируемой спиной, и ее состав от раза к раза не сильно изменяется. Вес выходит около 6 кг. На этот раз вся наша команда шла в кроссовках (тур.ботинки для походов такого формата были признаны не подходящими), с палками, а на плече у меня болтался еще и GPS-приемник, который был приобретен специально для борьбы с особо опасным ночным топографическим кретинизмом. Ночью мы не спали и, взяв все КП первого этапа, "промежуточно" финишировали в 1:35 воскресенья. К прохождению второго этапа мы приступили за полдень, и, трезво оценив свои силы, взяли 5 или 6 "попутных" КП (из почти 30) и примчались на финиш за 10 минут до его закрытия. На этот раз дистанция была единая для всех, а мы были 123-ми из 196 дошедших до финиша команд.

после бессонной ночи

Капасёнок жив!

воскресенье. смена карт

ММБ-2008-Весна
Пришлось пропустить. Можно сказать, в результате внезапной непродолжительной болезни.

ММБ-2008-Осень
А вот это уже из разряда свежих впечатлений. Так что, сейчас всем наступит "многобукв"!

Лично я жду ММБ больше, чем любое другое спортивное мероприятие. И это странно, потому что я в общем-то не походник...

Строго за день до старта все вещи были уложены в рюкзак. До меня, кстати, наконец дошло, что рюкзак мой (Tatonka Katanga 50) несколько великоват и тяжеловат для двудневного похода с пробегом под 100км. Так что, если к весне я не стану шибко здоровым на спину-плечи (что вряд ли), имеет смысл поискать что-нибудь 40-литровое, массой не больше 2,5 кг.

В день старта мы с Татьяной закончили работу пораньше и часа в три со всеми вещами выдвинулись из Кунцево в Люберцы. По дороге, однако, накатили черный кашкайчик, у которого под задним стеклом виднелась табличка "ЛЮБЭ", а за рулем (как ни странно) ехал тот самый Расторгуев. Но ехал он явно не на ММБ, так что на сегодня про него хватит.

В Люберцах я искромсал на бутерброды зверское количество сыра и копченой колбасы. И несмотря на такую помощь по хозяйству с моей стороны, нам не удалось сесть на электричку 17:ХХ. Немного попсиховав по этому поводу, я смирился с тем, что теперь придется ехать "как все, на 18:25 с Казанского".

В начале девятого вечера мы выгрузились на платформе "95 км", поприветствовали знакомых из команды "Мистраль", и потянулись к старту. Поскольку первоначальный план "приезжаем за полтора часа до старта, спокойно ужинаем и стартуем в первых рядах" накрылся, сходу оплачиваю 2 комплекта карт, мажу коленки пчелиным ЖЖОТом, и мы приступаем к поискам заветных "крокодильчиков".

В начале первого этапа предстояло обнаружить 13 КП, отмеченных на гугл-снимке с довольно вкусным масштабом порядка 1:7000. Причем, двух из тринадцати КП на самом деле не существовало, а информация о ложных КП находилась в некоторой точке "С". Вот туда мы и отправились. Петляющей грунтовкой добрались до берега реки Вольная, которую форсировали по бревнышку. Бревнышко было не очень удачное и довольно скользкое, поэтому, чтобы не поднырнуть по грудку пришлось жертвовать сухостью одной ноги. Впрочем, минут через 15 это уже было неважно, поскольку КП были расставлены на болотце...

Добравшись в составе паровоза до точки "С", выяснили, что брать не нужно КП1 и КП4. Ну и ладно - начали брать остальные. Последовательность взятия получилась такая 11-5-9-10-13-12-6-11-2-8-3. В общем, все было просто, учитывая, что КП были отмечены хорошо заметной желтой светоотражающей полоской на дереве, а вереницы туристических фонариков корректировали курс :). Небольшой затуп произошел на КП2, установленном в поле, заросшем травой выше человеческого роста и низким кустарником. Просвистели метрах в 30 справа от КП, но довольно скоро я, заподозрив неладное, сличил нашу траекторию на GPS c желаемой траекторией по карте и, откатившись метров на сто назад, взял хитрый КП. Последующие 2 КП брал в "неправильном" порядке (сначала дальнее, потом ближнее), поскольку "дальнее" стояло в углу приметной полянки, а от него до "ближнего" по азимуту было рукой подать. Таким образом, еще до полуночи со спецэтапом было успешно покончено.

Начали двигать в направлении КП21, попутно исследуя окрестности на предмет остановки на ночлег. Два захода в огибаемый лесок у деревни Степановка удовлетворительного результата не дали. Хотелось встать рядом с более менее приличным источником воды, чтобы было из чего утром чай генерить, а попадались только какие-то подозрительные лужи с полудохлыми водомерками. Дойдя до КП21, обнаружили средней паршивости канавку с водой - возле нее решили и остаться. Татьяна набрала ворох сухих листьев папортника - получилось вроде дополнительной прослойки между землей и палаткой. Дрыхнуть завалились около 1:40. Поскольку наша палатка стояла метрах в 15 от КП, мимо нас то и дело проходили туристы. Позабавил прозвучавший уже под утро комментарий одной девушки по-поводу нашей палатки: "Не нравится мне эта палатка - на гробик похожа".

Ночь была нехолодная, поэтому за 5 с небольшим часов удалось неплохо выспаться. В семь с копейками совершил подвиг - выполз из спальника, натянул мокрые холодные кроссовки (один из самых неприятных моментов на любом ММБ) и начал готовить завтрак. Около девяти утра позавтракавшие и даже умытые мы двинулись дальше.

До КП22 шли сначала грунтовкой, а потом не сильно заросшей просекой. КП оказалось пошаговым, в результате чего за компостером пришлось сначала тропами, а потом по азимуту ломить на берег какого-то безымянного озерца. Оттуда шли на КП23 сначала болотом, потом азимутом, и лишь последний километр удалось прошагать по нормальной лесной дороге. С КП24-26 сложностей не было - нормальные тропки, просеки... удалось даже полтора километра прошагать по опушке поля юго-восточнее села Василенцево - щастье :) После КП26 следовала смена карт. Включив мозг, сделал небольшой крюк и вышел к смене карт по правому (незаболоченному) берегу реки Поля. Говорят, народ, пошедший "коротким" путем, 500 метров хреначил по болоту где по щиколотку, а где и по колено...

На смене карт отдыхали минут 50 - залили горячий чай в себя и в термос, пожевали бутерброды... Поскольку после смены карт дистанции А и Б перестали отличаться, к КП41 вела довольно однозначная народная тропа - по ней и дошли. К КП42 была возможность дойти преимущественно по асфальту - не имея большого желания ломиться через заросшие вырубки, так и поступили. До следующего КП шли сначала грунтовкой через лес, затем 1,5 км по новёхонькому идеальному асфальту от Сидоровской до Чадлево (эх, роллеры бы туда!) и еще 1,5 км через поле. Там попили из термоса, нацепили фонари (стемнело однако, а еще 2 КП впереди) и пошлепали дальше. На тот момент нам уже было известно, что дружественная команда "Мистраль" в неполном составе добралась до смены карт, где сообщила организаторам о своем сходе. Что ж, бывает...

В условиях темного времени суток решили не выпендриваться и идти окольными, но качественными дорогами. До КП44 добирались сначала грунтовкой, потом асфальтом, а затем снова грунтовкой. GPS использовался преимущественно в режиме шагомера - чтобы не пропустить момент, когда нужно высматривать уходящую вбок тропку. На КП45 шли лесом, по понятным дорожкам. Компостер по легенде должен был находиться в 10 метрах на северо-восток от дерева с иконой. Любопытно, что компостер, благодаря светоотражающей полоске, бросился в глаза сразу, а чтобы найти дерево с иконой (ну интересно же, какое оно!) пришлось покрутить башкой по сторонам.

Перед последним рывком сели, допили чай из термоса, подкрепились шоколадным батончиком. До финиша 1 этапа оставалось 6-6,5 километров "по кривой". Закладываясь на ошибки, связанные с усталостью, планировали финишировать до полуночи, но Kit-kat и горячий чай вставили не по-детски, через что, догнав и обогнав штук 20 туристов, бодро отталкиваясь палками, рекламируя на ходу фонарь Vaska и открывая новое место переправы через заболоченный ручей, пришли в лагерь в половине одиннадцатого.

Выбрав место для палатки, отправил Татьяну набрать воду, а сам... совершил глупость. Увидя, что все вокруг греются у костров, я решил, что не хуже других и, вместо того, чтобы молча поставить палатку, пожрать и лечь спать, тоже начал сооружать костер (изначальная версия - чтобы руки погреть). Вскоре, на мой костерок слетелось штук пять туристов со своими котелками, сосисками и тушенками, которых в силу природной вежливости я не смог послать добывать свой огонь. В общем, пока занимался костром, пока чихал от дыма, пока делал ужин, пока готовил новое место для палатки наступил час ночи. Ай, дурак. Больше не буду без надобности костер разводить. Целых два часа профукал...

Эта ночь была явно прохладнее предыдущей - под утро начал подмерзать, а трава вокруг лагеря была в инее. Стартовать вместе со всеми (в 7 утра) не предполагалось. Думал выйти на 2 этап ближе к девяти, но ужас перед сырыми и холодными кроссовками был столь силен, что около девяти я только показал нос из палатки, взял карты этапа и начал готовить завтрак. Баллон газовой горелки на холоде работал так себе, поэтому кипячение воды превратилось в довольно длительный процесс. В общем, на второй этап мы выдвинулись только в начале двенадцатого.

Еще за завтраком сошлись во мнении, что из 9 КП нам хватит 6-7. Начали с КП51. Довольно быстро ушли с натоптанной тропы и начали двигать по азимуту, обходя вырубки и болотца. Уперевшись в речку Полиха, двинули вдоль берега вправо, перебрались по поваленной березе и вскоре в нашей карточке 2 этапа оказалась первая отметка от компостера. Дальше решили брать КП54 - шли туда сначала тропкой, потом азимутом, а под конец заросшей просекой. По пути к КП52 вляпались в болото - на 200 метров убили почти час, прыгая с кочки на кочку и балансируя на стволах полузатонувших берез.

Восстановив силы чаем, направились к КП53. Довольно долго соображал, в каком месте форсировать речку Чашур, но явных переправ на глаза не попадалось, поэтому перешли там, где больше зарослей. Получилось по колено, но думаю, что это был не худший вариант. С КП53 хорошей тропой вышли на еще более хорошую грунтовку (по крайней мере на ней нас шустро обогнали егеря на УАЗике и Ниве), по которой пошли в направлении Осаново. Минут за 40 до темноты удалось взять пятый (и как мы правильно рассудили, последний на сегодня) КП59, после чего вышли на железнодорожную насыпь и бодро (для тогдашнего нашего состояния) пошагали в стороне финиша.

В 18:20 допили чай, доели бутерброды и зажгли налобные фонари. Возле Горяниновской спустились с железки на поле, через которое можно было дойти до финиша. Пошли по полю наискосок, мечтая что финишируем в 20 с небольшим, и тут нас ждал сюрприз. От заветного лесочка нас отделял текший по полю ручей. Пришлось, произнося всякие нехорошие слова, искать хоть какую-то переправу на тот берег. Третья из обнаруженных переправ оказалось подходящей - мы вышли на полевую дорогу, по которой на встречу нам шли с финиша на станцию отстрелявшиеся ммбшники. Несмотря на наличие хороших ориентиров в виде встречных фонариков, дважды пытался избрать свой путь к финишу, что вылилось в потерю еще минут 20-ти... В итоге, финишировали в 21:05 (по летнему), попали в электричечный перерыв, не нашли на станции рабочего продуктового магазинчика и возвращались холодные и голодные на последней электричке...

В Люберцах оказались в начале первого. Пока ждал своей очереди в душ, отключился минут на 20. "Включился" от того, что ноги принялись полностью автономно совершать какие-то замысловатые прыжки... это мне приснилась переправа по скользким поваленным бревнам :)

турист и пугало... в смысле, пугало и турист

утренний дубачок-с

согрелась

мох кочечный, повышенной пушистости

к ноге! дальше идем строго по асфальту

асфальт немножко кончился

навожу переправу

к финишу - по железной дороге

Результат - предварительно 79-ые из 160 дошедших по дистанции А. Вполне удовлетворен - думал, что в отсутсвие специфической подготовки выступим слабее.

Спасибо погоде, организаторам и напарнице-Танечке!

Еще недели не прошло, а я уже предвкушаю, как здорово будет на весеннем ММБ-2009 :)

Компас земнойlynxichka on October 31st, 2008 07:53 pm (UTC)
Спасибо, с большим интересом почитала!
olesyakoolesyako on October 31st, 2008 08:38 pm (UTC)
Супер! Молодцы какие. И модель что надо :))
А что дарят победителям? Где все это происходит7
fizorg3z: Сильваfizorg3z on November 1st, 2008 09:51 am (UTC)
спасибо :)

понятия не имею, что дарят победителям
по-моему, просто респект :)
а всем финишировавшим дарят памятные значки

на этот раз гуляли по болотам в районе Шатуры
а так - по разному. как правило, дальнее подмосковье. иногда прихватываем соседние области (прошлой весной ходили на границе Тульской и Московской)
SusieQproud_mary on November 4th, 2008 08:30 pm (UTC)
Рома!!! отрасти волосы!!!! а то тебя скоро можно будет показывать без грима в исторической реконструкции про узников нацистских лагерей.
Отчет очень смачный, полный эффект присутствия, спасибо:))
fizorg3zfizorg3z on November 5th, 2008 07:57 am (UTC)
ну уж нет. я долго, мелкими шажками шел к тому, чтобы в один прекрасный момент зайти в парикмахерскую и без тени сомнения в голосе произнести "Наголо!". и пока (за полтора года) никаких неудобств не заметил - сплошные плюсы.
а то, что народ резко перестал у меня интересоваться "который час" или "как пройти туда-то" - так это и неплохо :)